Родюкова Валентина Геннадьевна,воспитатель
проект по экологии "Наш дом-природа"«Ты пришел в гости в природу – не делай ничего, чтобы счел неприличным делать в гостях…» Д.Л.Арманд Общая характеристика проекта. Проблема Экологическая обстановка в современном мире с каждым годом ухудшается. Воздействия человека на природу достигают той черты, при которой природа теряет способность к самовосстановлению. Страшно осознавать, что от невежественного вмешательства человека в дела природы исчезают с лица земли реки, загрязняются моря, вырубаются леса. Главное действующее лицо в природе – человек. От личной ответственности каждого за здоровую биосферу, за сохранность природы зависит, каким станет «лик» Земли и где будет находиться человечество – в начале или конце своего путешествия в будущее. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене непрерывного образования. Наблюдения за поведением детей в природе, на улицах города, анализ знаний детей и ответы родителей на вопросы анкеты показали, что необходима планомерная работа по развитию познавательного интереса к миру природы, обучению и закреплению у детей первоначальных умений и навыков экологически грамотного для природы и для самого ребенка поведения. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Именно поэтому так важно начать работу по экологическому воспитанию детей с самого раннего возраста, а основная задача взрослых – воспитание у дошкольников гуманного, эмоционально – положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из направлений познавательного развития, осуществляемых в дошкольных образовательных учреждениях. Вопросами формирования у детей дошкольного возраста элементарных экологических знаний занимались такие современные педагоги, как С.Н. Николаева, Т.И. Попова, Н.А. Рыжова, Л.С. Журавлева, О.Ф. Горбатенко и др. «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. …Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинается видеть, познавать, оценивать окружающий мир». (В. А. Сухомлинский). Вид проекта: групповой, исследовательский, долгосрочный. Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители, педагоги ДОУ. Сроки реализации проекта: октябрь 2016-апрель 2018 года Актуальность проекта Традиционная работа по экологическому воспитанию не дает ожидаемых результатов. Необходимо построить работу так, чтобы впечатления ребенка были как можно ярче, ведь в силу возраста эмоции запоминаются ребенком лучше, чем слова. Более всего насыщена эмоциями активные формы работы с детьми, такие как праздники, игры, акции, совместная деятельность с родителями, трудовые десанты, путешествие по экологической тропе ДОУ – все это помогает лучше усвоить навыки бережного и заботливого отношения к объектам природы, развивает познавательный интерес к окружающему миру. Цель: Пополнение, обобщение и закрепление элементарных экологических знаний детей через использование активных форм работы с детьми и совместную работу с родителями. Задачи проекта: Для детей: · Уточнить, обобщить и углубить знания детей по экологии через использование активных форм работы с детьми: акции, викторины, создание экологического календаря, праздники, трудовые десанты; · Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; · Воспитывать эмоционально-положительное, ответственное и заботливое отношение к миру природы; Для родителей: · Активизировать позицию родителей по экологическому воспитанию дошкольников. · Расширить представления родителей о системе экологического воспитания в ДОУ. Для воспитателей: · Составить план мероприятий по реализации проекта. · Подготовить материал по теме проекта (макеты, настольно-печатные игры, презентации, видеоэкскурсии, художественные произведения, физкультминутки, конспекты занятий и т.д.) Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели: - Для детей · Вырастить отзывчивых, добрых, милосердных детей, экологически грамотных, воспитывать гуманное отношение ко всему живому. · Появляется самостоятельность, ответственность, творческая активность, желание активно и воздействовать на окружающий мир. · Сформируется стремление к исследованию объектов природы, дети научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Для педагогов · Формирование содружества педагогов, детей, семьи в экологическом образовании детей. · Накоплена картотека игр, занятий по экологическому воспитанию
- Для родителей · повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей; - Для ДОУ
· создано единое воспитательно - образовательное пространство ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. Продукты проекта: Конспекты занятий, макеты, стенды, фотогазеты, рисунки, исследовательские работы, схемы, скворечники, кормушки, цветник на участке, коллекции, фонотека дисков с познавательным материалом о природе, дидактические экологические игры.
Новизна Использование активных форм работы с дошкольниками, совместная работа родителей и педагогов по экологическому образованию. Механизмы реализации проекта: 1. Разработка плана работы. 2. Проведение подготовительных мероприятий необходимых для реализации проекта. 3. Оформление развивающей среды. 4. Проведение плановых мероприятий проекта. 5. Оформление выставки. 6. Проведение праздника. Внешние связи проекта · Экскурсии в детскую библиотеку, сосновый бор Внутренние связи проекта · Выставки детских рисунков на экологическую тематику · Газета для родителей «Радуга» (с представлением материала на экологическую тематику: отчёты работы ДОУ, памятки, рекомендации и т.д.). · Праздник «День Земли». · Викторины экологической направленности. Принципы построения деятельности: · Регионализация экологического образования. · Принцип целостность. Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современных экологических проблем и служит одним из существенных условий интеграции экологических знаний. · Принцип научность. У детей формируется элементарная система знаний о единстве человека и природы. · Стимулирование активности детей в разных видах деятельности · Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы. · Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям. · Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение. · Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей. · Принцип системности Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат. · Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности. Этапы проведения проекта ( Технологическая карта проекта. Приложение 1) · 1 этап - Подготовительный этап: подбор необходимой методической литературы, анализ работы по данному направлению, составление плана работы по реализации проекта, подбор пособий, организационная работа. · 2 этап - Содержательный этап: деятельность по проекту · 3 этап - Итоговый этап: презентация по итогам работы . Формы работы с детьми по реализации проекта: · занятия · беседы · экскурсии · решение экологических ситуаций · игровая деятельность · изобразительная деятельность · чтение художественной литературы · тематические конкурсы рисунков · праздники и развлечения · акции · трудовой десант Формы работы с родителями: · совместная творческая деятельность · участие в акциях · участие в трудовых десантах · совместное с детьми родительское собрание Результаты проекта, их оценка, призы и награды; возможное продолжение и развитие проекта. Программно – методическое обеспечение Методическая литература: 1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. 2. Николаева С.Н. Статьи в журнале «дошкольное воспитание»: 1988г.,№№ 2, 8, 12; 1996г., с №7 по 1998г., № 1. 3. Экология родного края / Под ред. Т.Я. Ашихминой. – Киров.: Вятка, 1996. 4. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5 – 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. 5. Попова Т.И. Мир вокруг нас. , 1998. 6. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 7. Система экологического воспитания в ДОУ / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2007. 8. Вахромеева М.Г., Павлов В.Н. Растения Красной книги СССР: Береги природу! – М.: Педагогика, 1990. 9. Журнал Управление ДОУ 2005г. № 2; 2007г. № 3. 10.Журнал Ребенок в детском саду 2004г. № 3, 2005г. № 2, 2006г. № 5, 2008,№ 4, 8. 11.Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. 12. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми» 33. Глазунов М. М. Птицы в уголке живой природы. 14. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. 15. Жуковская Р. И. Родной край. 16. Журкова Е. Н. Комнатные растения. 17. Клыков А. А. Беседы о животных. 18. Лучиг М. В. Детям о природе. 19. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой. 20. Сайты и порталы: «1 сентября», «Сеть творческих учителей», «Социальная сеть работников образования», «Всё для детского сада», «Педсовет», «Дошкольное образование», «МААМ. RU», «Теремок», «Солнышко», «Calameo» и др. Наглядно – дидактические пособия: Познавательные энциклопедии серии «Хочу все знать», атласы: «Мир вокруг нас», «Растительный мир в картинках», «Животный мир в картинках», «Атлас животных», пособие «Экологическая мозаика», плакаты «Сохраним родную природу», альбомы, дидактические игры по экологии. Техническое оснащение: Музыкальный центр, DVD, видео и аудио записи, ноутбук. Мероприятия по проекту: Образовательная область Социально-коммуникативное развитие - Дидактические игры: «Кому нужна вода, а кому - полянка», «Наряды матушки – земли», «Лесной город», «Небо. Земля. Вода» Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Ходят капельки по кругу», «Назови растение», «Живое – неживое» Приметы, пословицы, поговорки и загадки о природных явлениях. - Лото: «Времена года», «Когда это бывает?», «Поступи правильно» , - Словесные игры: «Опиши, я отгадаю», «Какие цветы ты знаешь?» - Игровая ситуация: «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу». - Экологический «десант»: уборка участка группы, экологической тропы, клумб, цветника ДОУ. - Уборка территории детского сада. - Приведение в порядок клумб. - Посев семян цветочных культур в рассадные ящики. Познавательное развитие -НОД «Лесное царство - таинственное государство», «Жалобная книга природы», «Как звери готовятся к зиме», «С кем дружит сосна», «Обитатели моря», «Солнечная система», «Чудеса в микроскопе»; -просмотр презентаций на экологическую тему (ПРИЛОЖЕНИЕ 3 в электронном виде); -работа с коллекциями семян, ракушек, минералов; -цикл занятий «Огородная наука» (посадка и проращивание семян на подоконнике), «Четыре стихии»; - Работа кружка «Лабораториум» (Приложение 2 в электронном виде. Перспективно-тематическое планирование кружка.). -Дидактические (экологические) игры: «Угадай, чей хвост», «Кто где живёт», «Угадай, чей след», «Что сажают в огороде», «Садовник», «Узнай цветок по описанию», «Цветы», «Солнышко и дождик», «Мы-геологи», «Ветер-ветерок», «Четыре стихии», «Вода-суша», «Ручеёк», «Земля-небо-воздух»; - беседы по ОБЖ на тему «Правила поведения в природе» (социальный педагог); - наблюдение за деревьями, появлением почек, первых листочков; - наблюдение за птицами, прилетающими на участок, их поведением; - рассматривание иллюстраций о весне, весенних явлениях; - рассматривание первоцветов; - ознакомление детей с поговорками, загадками о природе, животных, растениях, природных явлениях; - наблюдение за неживой природой, изменениями, происходящими с наступлением весны; - рассматривание иллюстраций на тему охраны природы; - беседы и рассматривание плаката на тему «Как вести себя в лесу?»; - рассматривание картин «Лес», «Луг», «Пруд»; - заучивание пословиц, поговорок о весне. - просмотр мультфильмов из серии «Спасик и его друзья» Речевое развитие - Общение «Мы - друзья природы». - Беседы на темы: «Как вести себя в природе, чтобы не навредить ей», «Животные и птицы – это наши друзья» - Ситуации: «Что бы ты сделал, если бы увидел, как мальчик ломает ветки деревьев? Топчет цветы?» Художественно-эстетическое развитие - рисование «Моя малая Родина»; - рисование «День Земли»; - лепка (коллективная) «Рыбка-шалунья» (жители солёных водоемов); - аппликация (коллективная) «В подводном царстве»; - рисование «Сбережём природу вместе»; -рисование «Земля – наш ДОМ»; -прослушивание аудиозаписей «Звуки природы», «Лесные фантазии»; -рассматривание произведений русских художников (по сезонам). Чтение: (Экологическая библиотека) Произведения: Н. Сладков. Птицы. Лесные шорохи. Л. Толстой Волк. Пришла весна. Как волки учат своих детей. Пожар. Пожарные собаки. Г. Скребицкий. На лесной полянке; Раненые деревья; Берегите птиц. В.В. Бианки. Голубые лягушки; Муравейник зашевелился; Приключения муравьишки; Чей нос лучше. Ребятам о зверятах, Лесная газета; К. Ушинский. Пчелки на разведках. Жалобы зайки. Лиса Патрикеевна. Е. Тимошенко. Елочки-метелочки. В. Александров. Август, август. Раненые деревья. Сказка. Ежинька и белочка. Снегурочка. Заюшкина избушка В. Зотов. Лесная мозаика, Заяц-беляк Г. Снегирёв. Звери наших лесов, Стыдно перед соловушкой Е. Чарушин Воробей; «Что за зверь», Н. Павлова. Белые шубки(из цикла «Четыре времени года»).Ранней весной. М. Михайлов. Лесные хоромы А. Яшин. Покормите птиц зимой. Б. Заходер. Все на свете нужны. Е. Евтушенко. Берегите эти земли. Г. Горбовский. Мертвый лес. М. Агашина. Любуйтесь цветами, не рвите. М. Дудин. Берегите землю. С. Маршак. Весенняя песенка. Кошкин дом. Кораблик. К. Бальмонт. Ручеёк. И. Беляков. Подснежник проснулся. В. Бакалдин. Чёрное море. Норд-ост. С. Сахарнов. Как доставали якорь. Самый лучший пароход. В. Маяковский. Эта книжечка про маяк и про море. Ф. Тютчев. К морю. Капелька и река. Б. Житков. Наводнение. А. Барто. Ветерок. Л. Николаенко. Бумажная вертушка. И. Даренский. Весёлые качели. К. Чуковский. Путаница Е. Левитан. Малышам о звёздах и планетах. Н. Латынова. Сказки Земли. А. Платонов. Неизвестный цветок. П. Воронько. Чудо в цветочном горшочке. Э. Мошковская. Цветы Произведения курских авторов: Е. Благинина. Цветы на моём окне. Котёнок. Стрижи. Бабочка. Улетают - улетели. Журавушка. В. Еськов. Пташка. Тускарь. Л. Медведев. Экологические загадки. Родник. Е. Носов. Белый гусь. Кулики – сороки. Покормите птиц: Воробьи у кормушки. Грачи. Кормушка. Особенности синиц. Зимородок. А. Гайдар. Дым в лесу. О. Алёнкина. Октябрь. Дождик. Лето в деревне. А. Фет. Ласточки пропали. Летний вечер. Чудная картина. Физическое развитие Игровые упражнения «К дереву беги», «Звери вышли на зарядку» и др. Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках», «У медведя во бору», «Зайцы и охотник», «Хитрая лиса», «Волк во рву», «Два Мороза», «Зайцы и лиса», «Бабка-Ёжка», «Ёлочка-колкая иголочка», «Море волнуется раз…», «Капитан», «Спасатели» Физкультминутки: «Животные в лесу», «Божья коровка», «Клён», «Осень», «Мы в лесу», «Лоси» и др.
1 апреля 2018 в 15:56
Прикреплённые файлы:Документ: проект по экологии "Наш дом-природа" Описание файла:Файл называется: prezentacija-raboty-v-grupe-po-yekologicheskomu-vospitaniyu-rodyukovoi-v-g_3so0u.ppt Это официальный файл организации «Родюкова Валентина Геннадьевна,воспитатель», в нём содержится проект по экологии "Наш дом-природа". Размер файла: 17,44 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.